Анкета «Как распознать одаренность»
Уважаемые родители!
Просим вас заполнить анкету. Выберите из предложенных утверждений те, которые наиболее ярко выражены в поведении ребенка. В бланке ответов поставьте в соответствующей клеточке «+».
1. Спортивный талант
Если ребенок…
а) энергичен и все время хочет двигаться;
б) почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь
спортивной игре;
в) неизвестно, когда успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;
г) лучше других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;
д) предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;
е) кажется, что никогда сильно не устает;
ж) подражает своему герою-спортсмену – неважно, интересуется он при этом всеми видами спорта или каким-то одним.
2. Технические способности
Если ребенок...
а) интересуется разнообразными механизмами и машинами;
б) любит конструировать модели;
в) самостоятельно пытается выяснить причины неисправностей механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;
г) может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали, чтобы создать новые игрушки;
д) любит и умеет рисовать, «видит» чертежи и эскизы механизмов;
е) интересуется энциклопедиями о технике.
3. Литературное дарование
Если ребенок…
а) рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;
б) любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое, необычное;
в) выбирает в своих рассказах слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;
г) описывает персонажей своих фантазий живо и интересно;
д) любит уединиться и сочинять рассказы, стихи.
4. Музыкальный талант
Если ребенок…
а) любит музыку и музыкальные записи, всегда стремится туда, где можно послушать музыку;
б) очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно
вслушивается в них, легко их запоминает;
в) поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, свое настроение;
г) сочиняет мелодии;
д) научился или с удовольствием учится играть на музыкальном инструменте.
5. Художественные способности
Если ребенок…
а) не находя слов, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;
б) в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуаций;
в) серьезно относится к произведениям искусства;
г) когда есть свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует
материалы и краски;
д) стремится создать произведение, у которого есть очевидное прикладное значение: украшение для дома, одежду;
е) не робеет, высказывая собственное мнение даже о классических произведениях.
6. Способности к научной работе
Если ребенок…
а) обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий,
к обобщениям;
б) умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;
в) любит, когда читают литературу о науке, взрослые статьи и книги;
г) часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых
разнообразных событий;
д) с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции;
е) не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.
7. Артистический талант
Если ребенок…
а) часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;
б) стремится вызвать эмоциональные реакции у других;
в) меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;
г) с большим желанием выступает перед аудиторией;
д) с удивляющей вас легкостью «передразнивает» чьи-то привычки, позы,
выражения;
е) пластичен в движениях;
ж) любит и понимает значение красивой и характерной одежды.
8. Незаурядный интеллект
Если ребенок…
а) хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;
б) обладает хорошей памятью;
в) легко и быстро схватывает новый материал;
г) задает много продуманных вопросов;
д) любит читать (слушать) книги разных жанров;
е) обгоняет сверстников по развитию;
ж) гораздо лучше и шире информирован, чем сверстники;
з) обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;
и) очень восприимчив и наблюдателен.
Бланк ответов
Фамилия, имя ребенка:
Ответы |
Сумма |
1а |
1б |
1в |
1г |
1д |
1е |
1ж |
|
|
|
2а |
2б |
2в |
2г |
2д |
2е |
|
|
|
|
3а |
3б |
3в |
3г |
3д |
|
|
|
|
|
4а |
4б |
4в |
4г |
4д |
|
|
|
|
|
5а |
5б |
5в |
5г |
5д |
5е |
|
|
|
|
6а |
6б |
6в |
6г |
6д |
6е |
|
|
|
|
7а |
7б |
7в |
7г |
7д |
7е |
7ж |
|
|
|
8а |
8б |
8в |
8г |
8д |
8е |
8ж |
8з |
8и |
|
Обработка результатов
Данные ответов воспитателей и родителей нужно сопоставить. При обработке результатов необходимо сосчитать количество плюсов по горизонтали.
Количество баллов свидетельствует о том, в какой степени выражена одаренность ребенка в той или иной сфере деятельности.