МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Рабочая программа кружка «Волшебный завиток».Обучение элементарным приемам техники квиллинга.

Обучение детей элементарным приемам техники квиллинга

(скручивание из бумажных лент)

 

 

 г.Дальнереченск

2020г. 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Предлагаемая программа имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).Развитие ребенка  идет в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Ведущая идея данной программы — создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации. Она предусматривает развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности.

Одной из основных целей конструкторской деятельности из бумаги является развитие личности ребенка, его способностей, творческих задатков, интеллекта. Обучение умениям не вытесняет непосредственности детского восприятия.  В процессе конструирования из бумаги помимо развития мелкой моторики у ребенка развивается пространственное воображение, художественный вкус и аккуратность. Конструкторская деятельность из бумаги учит концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться  на процессе изготовления поделок, учит следовать устным инструкциям, а также стимулирует развитие памяти, пространственное воображение.

Тематика занятий строится с учетом интересов детей, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный завиток”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель программы кружка «Волшебный завиток»– всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы кружка:

Обучающие

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям по работе со схемой.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Учить создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие

Развивать внимание, память, логическое мышление и пространственное воображение.

Развивать конструктивное мышление.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазию у детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать игровым действиям с готовыми изделиями,  расширять коммуникативные способности детей.

Воспитывать  аккуратность,  умение бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Организационно-методическое обеспечение программы

 (возраст детей, сроки реализации, режим занятий, наполняемость групп)

Программа кружка  «Волшебный завиток» рассчитана на 2 год (с детьми старшей и подготовительной  группы).

Для успешного освоения программы занятия численность детей в группе кружка должна составлять 10 человек.

Продолжительность деятельности составляет 25-30 мин.

Занятия проводятся  четыре раза в месяц во второй половине дня.

В процессе деятельности  используются различные 

Методы:

словесный (устное изложение, беседа, рассказ.)

наглядный ( иллюстраций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.)

практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию

частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом

- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей

Среди приемов, используемых в процессе реализации кружковой деятельности, усиливающих мотивацию обучения, следует назвать:

активизация и индивидуализация обучения;

игры и игровые ситуации;

творческие работы и т.д.

Направления работы:

Изготовление цветов в технике квиллинг.

Изготовление сувениров  и открыток к празднику.

Конструирование.

Тип программы:

Программа кружка «Волшебный завиток» является авторской программой художественно-эстетической направленности, созданной на основе методических пособий Давыдовой Г.Н.,ХеленУолтер.,Д.Чиотти , Ханны Линд,  А.Быстрицкой,О.С. Кузнецовой, Докучаевой Н.И.

Формы работы:

индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);

коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Ожидаемые результаты .

В результате обучения по данной программе дети:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать  базовые формы квиллинга;

– научатся следовать устным инструкциям,  создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы.

Принципы, лежащие в основе программы:

§  доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

§  наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

§  демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

§  научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

§  “от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Техническое оснащение занятий:

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты:

- цветную бумага,

- картон белый и цветной,

- клей (наилучшим является клей ПВА),

- зубочистка

-бумажные полоски шириной 5-7 мм,

-стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, 

-ножницы,

- карандаши простые,

-линейка,

-кисточки для клея,

- салфетки,

- клеенка

- столы

-стулья

-доска

- плакаты

-образцы объектов труда

-инструкционные карты

Методическое обеспечение программы кружка «Волшебный завиток»

I. Учебные и методические пособия. Интернет ресурсы

1. Давыдова Г.Н. «Бумагопластика. Цветочные мотивы.» – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. «Бумажная мозаика.» – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. «Мастерилка. Я строю бумажный город.»Мир книги «Карапуз», 2009 г.

4. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва Айрис Пресс 2010 год.

5.  Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

6. http:/stranamasterov.ru.

7.  

II. Материалы из опыта работы педагога

1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2. Инструкционные карты сборки изделий

3. Образцы изделий

4. Таблица рекомендуемых цветовых сочетаний

5. Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы кружка «Волшебный завиток».

Диагностика результатов образовательной деятельности.

Срез творческих и эстетических знаний и умений.

Фамилия,

имя обучаемого

Организация рабочего места

Основы квиллинга

Умение пользоваться инструментами и приспособлениями

Знание базовых форм и условных обозначений

Владение разнообразными приемами

Умение пользоваться чертежами и схемами

Моделирование художественно-выразительных форм

Проявление творчества и фантазии в создании работ

Стремление к совершенству и законченности в работе

Система оценок: средний уровень, высокий уровень

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета  проявления творческих способностей

Фамилия,   имя   ребенка_______________________________

Возраст____________

Вид   и название детского объединения_______________

Ф.И.О. педагога_________________________________________________

Дата начала наблюдения______________________________________________

Баллы:

Не умею (1).

Умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей

1.Работа по образцу.

2.Работа с внесением изменений.

3.Работа над своим вариантом.

4.Конструирование.

 5.  Владение техникой.

6. Придумывание композиций.

7. .Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

 

 

Содержание программы.

 

Перспективно -тематический план  работы кружка в старшей группе.

Цель:  пробуждать интерес к творческому конструированию, развивать конструктивное мышление  в процессе знакомства  с техникой квиллинг.  

Месяц

Тема.

Задачи , оборудование и материалы.

Октябрь

Вводное занятие.

Инструменты и материалы. История возникновения технологии бумагокручения - квиллинга.

Правила техники безопасности.

Продолжать знакомить детей с содержанием предстоящей работы, с техникой безопасности при работе с режущими инструментами и клеями. Продолжать знакомить детей с историей возникновения техники квиллинга.

Октябрь

«Солнышко лучистое»

Научить детей накручивать полоску цветной бумаги в спираль разного размера, распускать спираль в свободную завитушку и наклеивать ее на основу.

Шаблон с наклеенным жёлтеньким кружочком, бумажные полоски жёлтой бумаги (30х0,7 см.), клей ПВА, кисточки, бумажные салфетки,  инструмент для квиллинга

Октябрь

«Божья коровка»

Научить детей накручивать полоски цветной бумаги в «свободную спираль» и приклеивать на основу.

Готовый шаблон божья коровка на зелёном листочке, 8 полосок чёрной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Октябрь

«Яблоня»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль».

Лист белого картона с наклеенным силуэтом дерева (15х20), клей ПВА, кисточки, 10 красных, зеленых и желтых бумажных полосок, инструмент для квиллинга.

Ноябрь

«Осенняя береза»

Познакомить детей с новым элементом квиллинга - «капля».

Лист бумаги с нарисованным стволом березы, 10-15 жёлтых полосок бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Ноябрь

  «Грибы»

Продолжать учить детей накручивать элемент - «капля».

Лист бумаги с нарисованным грибом, 10-15 коричневых полосок бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Ноябрь

 «Ветка рябины»

Научить детей накручивать новый элемент «круг», закреплять умение накручивать элемент «капля».

Картонная основа голубого цвета, бумажные полоски бумаги (0,5х15см) зеленого цвета для листьев, красного цвета-для ягод, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга.

Ноябрь

«Светофор»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль».

Листы картона (белого) 15х20 с наклеенным силуэтом светофора (черного цвета), полоски бумаги красного, желтого и зеленого цветов, клей ПВА, инструмент для квиллинга.

Декабрь

«Лошадка»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля». Учить детей украшать серединку цветка бисером.

Шаблон лошадки из картона, полоски из бумаги различных цветов, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга, бисер (крупный).

Декабрь

«Снеговик»

Продолжать учить детей накручивать элемент «капля». Познакомить  с новым элементом – «глаз». Закреплять элемент – «свободная спираль»

Цветной картон (для основы), цветные полоски для квиллинга,  клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Декабрь

«Украшаем ёлочку»

Продолжать закреплять умения детей накручивать элемент «свободная спираль».

Клей ПВА, кисточки, шаблоны зеленых елочек, разноцветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга.

Декабрь.

«Зимний лес» (коллективная работа)

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз».

Лист синего цвета 30х40, белые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты дляквиллинга, кисточки

Январь.

«Снежинки»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз».

Лист синего или голубого цвета 30х40, белые полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки

Январь

«Елочная игрушка»

Продолжать закреплять умения детей накручивать элемент «свободная спираль».

Клей ПВА, кисточки, шаблоны шаров,тесемка, разноцветные бумажные полоски, инструмент для квиллинга

Январь

«Жар-птица»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз».

Лист с распечаткой жар-птицы, разноцветные полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки

Февраль

«Открытка-валентинка»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль» и «капля», «глаз».

Лист желтого цвета 30х40 с нарисованным сердцем, красные полоски бумаги, клей ПВА, инструменты дляквиллинга, кисточки

Февраль

 «Подарки папам»

Продолжать учить детей накручивать элемент «глаз», «капля».

Шаблоны щитов из цветного картона, 5 красных, 10 желтых бумажных полос, клей ПВА, инструмент для квиллинга, кисточки.

Февраль

«Воздушный шар»

Научить детей накручивать новый элемент «тугой ролл».Лист голубого  цвета 30х40 с нарисованным воздушным шаром,нитки, цветные полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки

Февраль

«Выставка детских работ»

Подготовка лучших детских работ, учить оценивать свои работы и работы товарищей. Испытывать радость от выполненной работы.

Март

«Ветка вербы»

Учить детей накручивать элемент - «капля».

Лист бумаги с нарисованной веточкой, 15-20 полосок белой бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки

Март

«Мимоза»

Продолжать учить накручивать элемент «свободная спираль», Учить детей аккуратно обводить трафарет на цветной бумаге. Учить детей вырезать по контуру.

Лист белого картона 15х20 см с силуэтом стебля цветка, трафарет листка мимозы,  жёлтые полоски бумаги, 2 шт. зелёных полосок для листиков, ножницы, клей ПВА, кисточки.

Март

«Первые листочки»

Учить детей накручивать элемент - «капля».

Лист бумаги с нарисованной веточкой, 15-20 полосок зелёной бумаги для квиллинга, клей ПВА, кисточки.

Март

«Рыбки плавают в аквариуме»

Научить детей накручивать новый элемент «полукруг», закреплять умение накручивать элемент «капля», «глаз». Продолжать учить детей делать элемент – «завитушка»

Картонная основа (аквариум), цветные бумажные ленты для рыб, бумажные полоски бумаги (0,5х15см) для водорослей, клей ПВА, кисточки, ножницы, инструмент для квиллинга.

Апрель

«Украшаем яичко к пасхе»

Продолжать учить детей накручивать элементы «свободная спираль», «капелька» и «глаз». Учить детей накручивать элемент квиллинга – «тугая спираль».

Цветной картон,бумага для квиллинга, клей ПВА, кисточка, ножницы, инструмент для квиллинга

Апрель

«Ракета»

Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль».

Шаблоны ракеты из картона, полоски из бумаги (разного цвета) 10-15 шт., клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Апрель

«Черепашка»

 (коллективная работа)

 Продолжать учить детей накручивать элемент «свободная спираль».

Шаблоны черепашек из картона, полоски из бумаги (разного цвета) 10-15 шт., клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Апрель

«Подснежники»

Повторить весенние цветы. Закрепить у детей умение составлять из изученных элементов квиллинга композицию.

Коллаж весеннего леса., белые полоски бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Май

«Насекомые на лугу» (коллективная работа)

Закрепить у детей умение составлять из изученных элементов квиллинга композицию.

Круг диаметром 20 см., цветные полоски бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Май

 «Салют»

Продолжать учить детей накручивать новый элемент «тугой ролл». Лист с изображением Кремля, цветные полоски бумаги, клей ПВА, инструменты для квиллинга, кисточки.

Май

«Ландыши»

Повторить весенние цветы. Закрепить у детей умение составлять из изученных элементов квиллинга композицию.

Коллаж весеннего леса., белые полоски бумаги, клей ПВА, кисточки, инструмент для квиллинга.

Май

«Выставка детских работ»

Подготовка лучших детских работ, учить оценивать свои работы и работы товарищей. Испытывать радость от выполненной работы.

 

 


5 июня 2024 в 10:20

Прикреплённые файлы:

Документ: Рабочая программа кружка «Волшебный завиток».Обучение элементарным приемам техники квиллинга.

Описание файла:

Файл называется: 344300-76602.docx

Это официальный файл организации «МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ», в нём содержится Рабочая программа кружка «Волшебный завиток».Обучение элементарным приемам техники квиллинга..

Размер файла: 0,04 Мегабайт. Скачать файл

Файл подписан Простой Электронной Подписью:
06.05.2024 10:22:43 Код: 344300-76602 ФИО: Лавринчук Мария Юрьевна Должность: социальный педагог;педагог-реабилитатор;воспитатель ===


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.