МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

Картотека игр для развития познавательно-исследовательской деятельности во второй младшей группе.

f00f245193a1717416168d33.jpg

Картотека игр с водой.

1. «Познакомимся с водой».

- Вода разливается по поверхности стола (у нее нет формы, она жидкая).

- Воду можно собрать губкой.

- Вода бывает теплая и холодная.

- Вода наливается в разные сосуды.

2. «Рыбалка»

Материал: таз с водой, сачок, ситечко, игрушечный дуршлаг, мелкие игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово

- Рыболов, какую рыбку
Ты поймал нам на обед?
Отвечает он с улыбкой:
- Это вовсе не секрет!
Я сумел поймать пока
Два дырявых башмака!

Налейте в тазик воды и дайте малышу сачок для ловли аквариумных рыбок, небольшое ситечко с ручкой или игрушечный дуршлаг. В воду бросьте несколько мелких игрушек. Они могут плавать на поверхности или же лежать на дне. Предложите малышу выловить сачком эти игрушки. Можно попросить его выловить какие-нибудь конкретные игрушки: «Поймай синий шарик, поймай красную рыбку» и т.д.

3. «Кто быстрее нальет и выльет?»

Предложить детям сосуды разной формы (бутылочки, кружки, баночки и т.д), пусть дети набирают в них воду, опуская сосуд в воду, предложить налить воду в сосуды через воронку.

4. «Кап-кап-кап…»

 

Выливая воду из бутылочки, предложить детям послушать, как журчит вода; предложить послушать, как капелька из пипетки ударяет о поверхность стола или железный поднос.

5. «Разноцветная вода»

Окрашивание воды пищевым красителем, гуашью

6. «Волшебный камешек»

Рассмотреть с детьми разноцветные сухие камешки (лучше всего декоративные), опустить их в тазик с водой. Поговорить с детьми о том, что камешки тяжелые и они упали на дно. Достать камешки из воды и сравнить их с сухими. Сделать вывод о том, что мокрые камешки изменили свой цвет.

7. «Надо, надо помогать!»

Поручения: умыть куклу, помочь помыть игрушечную посуду, игрушки, «постирать» кукольную одежду.

8. «Что такое снег?»

Принести в группу снег и положить его в тазик, вместе с детьми понаблюдать за таянием снега и сделать вывод, что снег – это замерзшая вода.

9. «Почему нельзя есть снег?»

Рассмотреть воду, появившуюся в тазу после таяния снега (можно при помощи лупы) и обратить внимание детей на грязь на дне тазика. Помочь детям сделать вывод о том, почему нельзя брать снег в рот.

10. «Что такое лед?»

Принести и положить в тазик кусочки льда, через некоторое время поискать лед в тазике. Побеседовать с детьми о том, почему в тазике появилась вода и сделать вывод, что это растаял лед. Закрепить с детьми понятие, что лед – это замерзшая вода.

11. «Почему плачет сосулька?»

Прикрепить над тазиком ситечко и положить в него сосульку. Понаблюдать вместе с детьми, как через некоторое время из ситечка в тазик станет капать вода. Подвести детей к мысли, что в тепле сосулька тает.

12. «Тонет – не тонет»

Дать детям разные предметы (деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые, камешки); предложить бросить их в воду в тазике. Посмотреть какие из них утонули, а какие нет.

13. «Пенный замок»

Материал: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово

У нас из пены на глазах
Замок вырастит сейчас,
Мы подуем с вами в трубочку
Заиграет принц на дудочке. 

«В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.
Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

14. «Волшебная бутылочка»

Бутылочка с плотно закрывающейся крышкой может превратиться в забавную игрушку: для этого в бутылочку наливают воду и помещают пуговицы, бусинки, мелко нарезанную фольгу. При переворачивании бутылки предметы медленно опускаются вниз.

15.«Как вода гулять отправилась»

Материал: поролоновая губка, пластмассовый шприц без иглы, резиновая груша, ванночка с водой.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово: «Налили водичку в тазик и забыли про неё. Через некоторое время водичка заскучала: «Вот сижу я тут и ничего не вижу, а вокруг, наверное, столько интересного!» Хотела она из тазика вылезти, да не получилось - ручек и ножек у воды нет. Хотела кого-нибудь позвать, но голос у водички в тазике тихий - никто её не услышал. А потом пришла мама и подумала: «Зачем это здесь вода стоит?» взяла и вылила её в раковину. Полилась водичка по трубам и попала в большую реку, в которой было много другой воды. И потела наша водичка вместе с большой рекой по городу, мимо красивых домов и зелёных садов. «Как красиво, как чудесно! - думала водичка. - А сидела бы я в своём тазике и этой красоты не увидела бы!»
Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц (без иглы). Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей (чашек, мисок и т.п.). Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкостью То же самое проделайте и со шприцом».

16. «Водопад»

Материал: пустой таз, ковш с водой, воронки, желобки из половины пластиковой бутылки, из картона, изогнутого в виде лесенки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово
Льётся водичка с большой высоты,
Брызги летят на траву и цветы.
Детки вокруг оживлённо галдят,
Громче ребяток шумит водопад.

Предложите детям поиграть с воронками и желобками. Пусть они попробуют наливать воду в тазик через воронки, а теперь по пластиковому желобку и по картонному желобку, изогнутому в виде лесенки. Объедините эти предметы: лейте воду на желобки через воронки. Обратите внимание детей, на то, что вода движется. Спросите их, что получится, если мы будем держать желобки по-другому (направление движения воды изменится).

Игры с песком.

1. «Здравствуй, песок!»

Цель: снизить психофизическое напряжение, закрепить знания о свойствах песка.

Воспитатель просит детей поздороваться с песком разными способами, не повторяя действий другого:

— дотронуться до песка пальцами поочередно одной, потом другой руки, затем двух рук одновременно;

— сначала легко, потом с напряжением сжать кулачки с песком и медленно высыпать его в песочницу;

— дотронуться до песка всей ладошкой;

— перетереть песок между ладонями.

Затем дети описывают, какие ощущения у них возникли: тепло, холодно, песок шершавый, влажный, сухой и т.д.

2. «Маленький исследователь»

Цель: познакомить с компонентом неживой природы — сухим песком.

Дети рассматривают небольшую горсть сухого песка на листе белой или черной бумаги. Воспитатель предлагает рассмотреть песок через лупу, потрогать его. Затем задает детям вопросы (можно усложнить задание):

— Какого цвета песок? (Можно предложить детям выбрать из коробки с цветными карандашами соответствующие цвета.)

— Расскажите о песчинке (можно с детьми придумать несколько сказок о песке и песчинках).

— Легко ли сыплется песок? Показать детям и дать возможность пересыпать горсть песка с листа на лист, из ладони в формочку и т.д.

3. «Узоры на песке»

Цели: развивать творческое воображение, закреплять сенсорные эталоны.

Воспитатель показывает детям, чем и как можно рисовать на песке: кисточкой, палочкой, пальцем, струйкой воды, можно выкладывать узоры камешками, пуговицами.

Воспитатель. Давайте нарисуем на песке цветы струйкой воды.

Из маленькой леечки дети поливают песок, образуя лепестки, середину, стебель, листья. Воспитатель предлагает сюжеты и помогает детям рисовать на песке разными способами.

4. «Песочный дождик»

Цель: регуляция мышечного напряжения, расслабление.

Воспитатель в образе «песочной феи»: в колпаке с золотистым узором, с ведерком, разными формочками.

Песочная фея. Моя страна вся из песка, в ней может идти необычный песочный дождь и дуть песочный ветер. Давайте посмотрим, как это происходит.

Дети постепенно, убыстряя темп, ссыпают песок из своего кулачка в песочницу, в формочку, на свою ладонь, на ладонь взрослого.

Дети сидят с закрытыми глазами, положив ладошки на лист с песком. Воспитатель сыплет песок на какой-нибудь палец, а ребенок называет его. Воспитатель играет с каждым ребенком.

5. «Отпечатки»

Цель: научить выполнять действия в соответствии с устной инструкцией.

Используются формочки, изображающие животных, цветы, транспорт, геометрические фигуры и т.д. Воспитатель и дети по очереди делают отпечатки на мокром песке. Затем каждый ребенок, следуя словесной инструкции, изготавливает серию отпечатков, комментируя процесс: «Возьму формочку с машинкой, наберу песок, постучу, переверну».

6. «Подсказки»

Цель: обучить порядковому счету.

Воспитатель делает несколько куличиков из песка, в одном из которых спрятана игрушка.

Воспитатель (подсказывает). Игрушка в пятом куличике. Игрушка между третьим и пятым куличиком.

Тем самым воспитатель стимулирует ребенка считать и искать игрушку. Игра проводится с каждым из детей.

7. «Песочная страна»
Задачи, выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.
Материалы: песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.
Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть песок: какого цвета, попробовать на ощупь (сыпучий, сухой). Из чего состоит песок? Как выглядят песчинки? С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (с помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего сменить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
• На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок), а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок и посмотреть, что получилось. Все вместе рассматривают детские рисунки.

Игры со светом и тенью.

 

«Солнечный зайчик»

Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т.д. Предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать… Ну-ка заяц, спускайся к нам!» и т.д.

Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой.

«Тени на стене»

Включите настольную лампу и направьте её на стену. При помощи кистей рук вы получите на стене тень лающей собаки, летящей птицы и т.д. Можно использовать различные предметы и игрушки.

«Свет повсюду»
Материалы: иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа, сундучок с прорезью.
Описание. Педагог предлагает детям определить, темно сейчас или светло, объяснить свой ответ. Что сейчас светит? (Солнце.) Что еще может осветить предметы, когда в природе темно?(Луна, костер.) Предлагает детям узнать, что находится и «волшебном сундучке» (внутри фонарик). Дети смотрят сквозь прорезь и отмечают, что темно, ничего не видно. Как сделать, чтобы в коробке стало светлее? (Открыть сундучок, тогда попадет свет и осветит все внутри нее.) Открывает сундук, попал свет, и все видят фонарик. А если мы не будем открывать сундучок, как сделать, чтобы а нем было светло?Зажигает фонарик, опускает его в сундучок. Дети сквозь прорезь рассматривают свет.


 4. «Свет бывает разный»

Педагог предлагает детям разложить картинки на две группы: свет в природе, искусственный свет — изготовленный людьми. Что светит ярче — свеча, фонарик, настольная лампа? Продемонстрировать действие этих предметов, сравнить,  разложить в такой же последовательности картинки с изображением этих предметов. Что светит ярче — солнце, луна, костер? Сравнить по картинкам и разложить их по степени яркости света (от самого яркого).

5. «Свет и тень»
Задачи: познакомить с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.
Материалы: оборудование для теневого театра, фонарь.
Описание. Приходит медвежонок Миша с фонариком. Воспитатель спрашивает его: «Что это у тебя? Для чего тебе нужен фонарик?» Миша предлагает поиграть с ним. Свет выключается, комната затемняется. Дети с помощью воспитателя освещают фонариком и рассматривают разные предметы. Почему мы хорошо все видим, когда светит фонарик?
Миша перед фонариком помещает свою лапу. Что видим
на стене? (Тень.) Предлагает то же проделать детям. Почему
образуется тень? (Рука мешает свету и не дает дойти ему
до стены.) Воспитатель предлагает с помощью руки показать
тень зайчика, собачки. Дети повторяют. Миша дарит детям 
подарок.

«Теневой театр».

Воспитатель достает из коробки теневой театр. Дети рассматривают оборудование для теневого театра. Чем необычен этот театр? Почему все фигурки черные? Для чего нужен фонарик? Почему этот театр называется теневым? Как образуется тень? Дети вместе с  медвежонком Мишей рассматривают фигурки животных и  показывают их тени.
Показ знакомой сказки, например «Колобка», или любой другой.

Игры с воздухом

«Что в пакете?»

Цель: Обнаружить воздух в окружающем пространстве.

Игровой материал: Полиэтиленовые пакеты.

Ход игры: Дети рассматривают пустой полиэтиленовый пакет. Взрослый спрашивает, что находится в пакете. Отвернувшись от детей, он набирает в пакет воздух и закручивает открытый конец так, чтобы пакет стал упругим. Затем показывает наполненный воздухом закрытый пакет и вновь спрашивает, что в пакете. Открывает пакет и показывает, что в нем ничего нет. Взрослый обращает внимание на то, что когда открывает пакет, тот перестал быть упругим. Объясняет, что в нем был воздух. Спрашивает почему, кажется, что пакет пустой (воздух прозрачный, невидимый, легкий).

«В поисках воздуха»
Задачи, обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство — невидимость.
Материалы, воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.
Описание. Галчонок Любознайка загадывает детям загадку о воздухе.
Через нос проходит в грудь И обратно держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем.
(Воздух)
Что мы вдыхаем носом? Что такое воздух? Для чего он нужен? Можем ли мы его увидеть? Где находится воздух? Как узнать, есть ли воздух вокруг?
• Игровое упражнение «Почувствуй воздух» — дети машут листом бумаги возле своего лица. Что чувствуем? Воздуха мы не видим, но он везде окружает нас.
• Как вы думаете, есть ли в пустой бутылке воздух? Как мы можем это проверить? Пустую прозрачную бутылку опускают в таз с водой так, чтобы она начала заполняться. Что происходит? Почему из горлышка выходят пузырьки? Это вода вытесняет воздух из бутылки. Большинство предметов, которые выглядят пустыми, на самом деле заполнены воздухом.Назовите предметы, которые мы заполняем воздухом. Дети надувают воздушные шарики. Чем мы заполняем шарики? Воздух заполняет любое пространство, поэтому ничто не является пустым.

 «Воздух работает»
Задача: дать детям представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.).
Материалы: пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.
Описание. Воспитатель предлагает детям рассмотреть воздушные шарики. Что внутри них? Чем они наполнены? Может ли воздух двигать предметы ?Как это можно проверить ? Запускает в воду пустую пластмассовую ванночку и предлагает детям: «Попробуйте заставить ее плыть». Дети дуют на нее. Что можно придумать, чтобы лодочка быстрее плыла? Прикрепляет парус, снова заставляет лодочку двигаться. Почему с парусом лодка движется быстрее? На парус давит больше воздуха, поэтому ванночка движется быстрее.
Какие еще предметы мы можем заставить двигаться? Как можно заставить двигаться воздушный шарик? Шарики надуваются, выпускаются, дети наблюдают за их движением. Почему движется шар? Воздух вырывается из шара и заставляет его двигаться.
Дети самостоятельно играют с лодочкой, шариком.

 «Почему кораблики не плывут»

Материал: бумажные и пенопластовые кораблики, ванночка с водой.
Ход игры – эксперимента

Художественное слово

Стоят кораблики в синем море и никак не могут поплыть. Стали капитаны Солнышко просить: «Солнышко! Помоги нашим кораблям поплыть!» Солнышко им отвечает: «Я могу воду в море нагреть!» Нагрело Солнышко воду, стала вода тёплая, а кораблики всё равно не плывут. Наступила ночь. Появились на небе Звёзды. Стали капитаны их просить: «Звёздочки! Помогите нашим корабликам поплыть!» Звёзды им отвечают: «Мы вам можем дорогу указать, куда плыть нужно!» Обиделись капитаны: «Куда плыть, мы и сами знаем, только не можем с места сдвинуться!» Вдруг подул Ветер. Капитаны стали его просить: «Ветерок! Помоги нашим корабликам отправиться в путь!» «Это очень просто!» - сказал Ветер и стал дуть на кораблики. И кораблики поплыли. 

Предложите детям опустить кораблики в ванночку с водой, спросите плывут ли кораблики, почему? Что нужно сделать, чтобы кораблики поплыли? Выслушать предложения детей, подвести к тому, что нужен ветер. Где «взять» ветер? Дети дуют  на кораблики, создают ветер.

 

Игры на определение веса, притяжения.

«Легкий – тяжелый»

Цель: познакомить, что предметы бывают легкие и тяжелые. Научить определять вес предметов и группировать предметы по весу (легкие – тяжелые).

Игровой материал: Чебурашка и Крокодил Гена, разнообразные предметы и игрушки; непрозрачные емкости с песком и листьями, камешками и пухом, водой и травой; подбор символа («легкий», «тяжелый»).

Ход игры: Крокодил Гена и Чебурашка выбирают игрушки, который каждый из них хочет взять с собой к друзьям. Предлагается несколько вариантов выбора игрушек:

•игрушки из одного материала, но разные по размеру. Взрослый спрашивает, почему Гена возьмет игрушки большего размера, и проверяет ответы детей, взвешивая игрушки на руках;

•игрушки из одного материала, но одни полые внутри, а другие заполнены песком. Взрослый спрашивает, какие игрушки возьмет Чебурашка и почему;

•игрушки одного размера из разных материалов. Взрослый выясняет, кто какую игрушку понесет и почему.

Затем взрослый предлагает детям выбрать «угощение» в ведерках, которые могут донести Чебурашка и Гена, и выясняет: как узнать, какое ведерко сумеет донести Чебурашка, а какое Гена? Взрослый проверяет предположения детей, рассматривая вместе с ними содержания ведерок.

Звук

«Что звучит»

Игровой материал: Дощечка, карандаш, бумага, металлическая пластина, емкость с водой, стакан.

Ход игры: За ширмой слышны различные звуки. Взрослый выясняет у детей, что они услышали и на что похожи звуки (шелест листьев, вой ветра, скачет лошадка и т. д.). Затем взрослый убирает ширму, и дети рассматривают предметы, которые за ней находились. Спрашивая, какие предметы надо взять и что с ними нужно сделать, чтобы услышать шорох листьев (прошуршать бумагой). Аналогичные действия проводятся с остальными предметами: подбираются предметы, издающие разные звуки (шум ручья, цокот копыт, стук дождя и т.д.).

Игры с бумагой

 «Знакомство с бумагой»

Цель: Научить узнавать вещи, сделанные из бумаги, вычленять ее качества (цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) и свойства (мнется, рвется, режется, горит).

Игровой материал: Бумага, ножницы, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала.

Ход игры: Дети рассматривают бумагу, взрослый побуждает их к выделению качественных характеристик материала, задавая вопросы о том, какая эта бумага; как определить, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая. Дети гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее, отвечая на вопросы. Затем взрослый предлагает детям смять лист бумаги (мнется); разорвать его на несколько кусочков (рвется); потянуть за края в разные стороны (нарушается целостность листа; следовательно, материал непрочный); разрезать лист ножницами (режется хорошо); положить бумагу в емкость с водой (намокает).

1. «Снежки» (дети комкают бумагу, делают «снежки» и бросаются ими);

1. «Блестящие комочки» (дети ком­кают тонкую фольгу, делают разные комочки и играют с ни­ми); 

1. «Бумажный вихрь» (дети нарезают ножницами кусочки цветной тонкой бумаги и сдувают ее с помощью «ветра», со­здаваемого листом плотной бумаги, веером или дыханием, на­блюдают за «полетом»).

Список использованной литературы

1. Горошилова Е.П. Опытно-экспериментальнаядеятельность дошкольников 3-7 лет. Перспективное планирование

2. Ермолаев С. Д. «Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах».

3. Лазарев В. С. «Опытно-экспериментальная работа в образовательном учреждении. Практическое пособие для руководителей».

4. Марудова Е. В. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром. Экспериментирование».

5. Москаленко В. В. «Опытно-экспериментальная деятельность. Программа развития, проектная технология (из опыта работы)».

6. Наварро П., Химинес А. «Тайны звука», «Тайны света», «Тайны электричества и магнетизма», «Тайны жидкости».

7. Нищева Н.В. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группа

8. Рыжова Л. В. «Методика детского экспериментирования».

9. Сучкова, Мартынова: Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 

10. Выпуски учебно-методического пособия «Экспериментирование и творчество» под ред. И. А. Лыковой.


3 июня 2024 в 14:00

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.